пятница, 12 декабря 2008 г.

А что мне там делать? (Поход на рыбалку)

Это специальный пост для мастер-класса ДетиИнтернетРодители, который будет проходить 16 декабря. Для того, чтобы принять участие в мастер-классе нужно совершить 2 действия:
- Оставить комментарий к данному сообщению на блоггере
- Прописаться в комнате http://friendfeed.com/rooms/rulearning2-1

1) Для какой аудитории предполагается проведение мастер-класса
Родители, учителя и будущие учителя, которым хотелось бы расширить свое представление о том, что в сети можно делать.
Мало накормить рыбой - надо дать удочку
Мало дать удочку - надо научить этой удочкой пользоваться
Мало научить пользоваться - надо пару раз взять с собой на рыбалку.


Есть 2 удочки мастер-класса, которые мне хочется вручить участникам:
- Френдфид - такой сервис, где можно заниматься микроблоггингом и собирать свою деятельность из множества кусочков - и у нас специальная комната, где можно потренироваться и пообсуждать сетевую деятельность - про объекты и сервисы, с помощью которых ученики могут создавать новые объекты. Присоединяйтесь. Если мы вместе обживем в ходе мастер-класса эту комнату - это будет достойный результат совместной деятельности.
- Скретч
Буквально к теме рыбалки:
- Галерея рыб из-под пера Сергея Шустова и мы можем проследить развитие галереи.

2) Какие вопросы предлагаются к обсуждению в течение дня:
Что делать? - это основной вопрос и предполагает, что мы можем в сети что-то делать, а не просто разговаривать. И я предполагаю, что своими действиями, а не разговорами мы можем быть интересны подросткам.
Проблема не в том, что дети уходят в интернет (это нормальное освоение новых мест), а в том, что там пустынно, не обжито и мало чем можно заняться. И они оказываются как на улице, где никаких детских площадок и полно машин со взрослыми проблемами. И нужно обустраивать детские площадки и заниматься с детьми там. Т.е. нельзя сказать - лучше иди книжку почитай, это не пройдет, нужно там в сети научиться вместе сочинять новые книжки. Нужно организовывать там в сети кружки виртуальные умелые ручки.
А вот - Что и как мы можем делать в сети? И могут ли быть эти действия интересны подростковой аудитории - Это - проблемные вопросы мастер-класса.


3) План проведения Мастер-класса:
1. Вектор первый. Что мы можем делать и насколько то, что мы делаем интересно детям?

1.1 Списки потоков чтения.
Что я читаю и отмечаю - такие заметки на полях новостной ленты, которая у меня собирается. Я когда-то надеялся, что такие новости чтения могут формироваться сразу командой, но не видел ни разу коллективной ленты чтения. Комната для обсуждения - был ли Гегель дурой?
1.2. Отмечаю в закладках - темя близкая к 1.1 пункту. Delicious.com/patarakin и здесь тоже интересна тема формирования сети или группы людей, которые обмениваются закладками. Если я отмечаю закладчика другом, то он может добавлять закладки специально для меня.

1.3 Фотографии - Фликр или Picasa


1.4. Видео на Ютьюб
- Группа Лучше один раз увидеть
- Цифровая экология

1.5 Тексты в блогах и в вики

1.6. Карты, которые мы создаем и на GoogleMaps и на картах Yahoo. Например, карты летних школ или полезные слои


1.7. Программы Скретч http://scratch.mit.edu/users/patarakin и другие сервисы, которые позволяют подросткам создавать игры и компьютерные истории - придумывать и творить в сети. У меня есть серьезное подозрение, что создание электронных таблиц, документов и презентаций - есть, вообще говоря, бизнес-деятельность и она может быть вовсе не интересна подростку.

2. Вектор второй. Наблюдение за деятельностью. Что мы можем наблюдать и как мы можем оценивать? Ниже приведены иконки сервисов, которые собирает в себе ФрендФид и я собираюсь обсудить тему папок и потоков. До последнего времени деятельность ученика если и собиралась, то собиралась в папках и хранилась на компьютере или на диске. А давайте попробуем представить каким бы могло быть динамическое портфолио, куда бы собирались различные активности учеников?



3. Вектор третий. Заготовки для деятельности.
Ситуация, когда у нас есть ресурсы - те же ЦОРы - можем ли мы привлечь школьников к работе над этими коллекциями? Как? Будут ли они включать наши объекты в свои игры?


Направление наиболее очевидно в галереях Скретча - например, галерея свободных спрайтов. Обсуждается это направление здесь - уголок комнатки про сервисы и учебные объекты.

Еще более спорная возможность - музейные экспонаты внутри детского проекта


Развитие идеи со свободной галереей птиц. Объекты, которые могут быть отданы в свободный доступ. Но, чтобы они начали использоваться мы должны приложить дополнительные усилия, мы должны как Шарики бегать за возможными получателями и пользователями ресурсам и говорить - смотри, смотри - вот как можно использовать эти рисунки! Из них же можно делать чудесные анимированные истории.

Узнать больше об этом проекте

14 коммент.:

Иван комментирует...

Весьма увлекательно! Попробуем.

Ludmila комментирует...

Хотелось бы "порыбачить" вместе с Вами.

Лариса комментирует...

Интересное дело, попытаемся разобраться

Patarakin комментирует...

Присоединяйтесь! Мне очень хочется сегодня поосваивать пространство комнат rulearning2:1 http://friendfeed.com/rooms/rulearning2-1 и посмотреть, как мы можем обустроить эту комнату для совместной работы - собрать в ней различные вещи и сервисы, которые позволяли бы ученикам действовать и получать результат.

Петрова Елена комментирует...

Честно говоря разбигаются глаза и мысли от такого количества информации!!! Но так интересно!!! Ловись рыбка большая и маленькая!!!

Patarakin комментирует...

А не теряйтесь! Давайте простые действия поделаем. Например, соберем в своей ленте на Френдфид информационные потоки, в создании которых вы принимаете участие. Как? Кнопочка Я -> Импорт сайта -> скормим ленту своего блога. Например, kmush.blogspot.com

Оксана комментирует...

К вектору первому. Что мы можем делать и насколько то, что мы делаем интересно детям?

Мне все больше нравятся группы на Ютьюб. Учебное видео - сними, размести, расскажи как ты это делал. Как вариант видеоотчета об исследовательской деятельности с комментариями авторов. Тем самым мы еще и наполняем интернет образовательным видео. И в сообщсетвах можем этим обмениваться.

Понравилась идея все свои информационные потоки свести в одном месте на http://friendfeed.com/.

Не всегда успеваешь сразу осмыслит как это использовать - но страничку вики мы же стремимся использовать как "точку сборки"...

Patarakin комментирует...

@Оксане Петровой - а вижу, вижу Френда Окасану! - френдфид как средство сведение потоков очень хорош - может даже своей необязательностью и нетребовательностью к форматам. Вики - все таки коллективная точка сборки - тут надо договариваться, как именно собираем.

Ольга комментирует...

В очередной раз не перестаю удивляться всё новым и новым возможностям сети. Не успели мы с детьми освоить wiki-wiki и google документы, появляются rutube и skribd, освоили их. Уже тут как тут новые сервисы...
Где бы взять времечка чтобы за всем этим самой успеть, детей научить и учителям показать...
Одно плохо почему-то в школах фильтрация не даёт доступа к некоторым из сервисов (Бобр-добр, Picasa например).
А вообще огромное спасибо за новые сервисы, будем изучать и использовать.

Александр Лобок комментирует...

Наверное, я безнадежно устарел. Просто ходить на рыбалку не хочется. Чем больше отдаешься разным информационным потокам, тем меньше остается времени для себя. А хочется минимизировать затраты и оставлять максимум возможностей для себя.
Наверное, старею. Время не кажется бездонным и бесконечным. А жизнь все более совершается как безжалостное отсечение излишних возможностей.
Наверное, кому-то нравится плавать в океанах чужих возможностей. Лично я - тону.
А времени жить остается не так уж много. И оставшееся время до предела утрамбовано собственной жизнью. И все, ради чего живешь, это сознание того, что есть, быть может, несколько человек, которым эта твоя внутренняя жизнь интересна.
Ну что мне делать? Я заведомо не в формате всех этих замечательных завлекаловок и игр. И дополнительные внешние ресурсы мне отчаянно не нужны.
Дай Бог со своими собственными разобраться.
Простите великодушно!

Patarakin комментирует...

Пару лет назад Золли на своей презентации в Атланте заметил очевидный факт - число возможностей растет, а пользуемся мы по прежнему - 10 или 12-ю. И дальше у него шел роскошный слайд, где все пространство экрана было занято кнопочками возможностей. Расширение возможностей просто заняло все, что можно и не оставило пространства для деятельности. Мне бы очень не хотелось, чтобы мастер-класс воспринимался именно как новые возможности ;}
1) Очередные средства объединяют в себе всё разнообразие и это новое качество потока. Мы можем, наконец-то собрать разные активности в один поток. Подробнее - http://friendfeed.com/e/9456139e-0250-387d-8f5a-e6af478cec7b/Learning-Fluidity/
2) Возврат. Происходит возврат к идеологии средств, помогающих думать - Написание компьютерной программы - самый короткий путь подумать о мышлении. Отладка программы - кратчайший путь к тому, чтобы начать учиться.

ljudmillar комментирует...

1. создала аккаунт на friendfeed http://friendfeed.com/ljur
2. Считаю, что то, что тут затевается и о чем говорится, обязательно должно развиваться и проиcходить=делаться. Показывать детям и учителям модели работы в сети нужно, но все ли будут работать именно с этими инструментами? Как найти группу, которой это интересно и которая это сможет? Два условия должны соединиться. Вот, для примера, мы попробовали Скретч - не пошло, у меня лично нет формата никакого, чтобы этим с детьми заняться, а учителя вряд ли будут, им это уже неинтересно...

Такие вот первые вопросы...

Patarakin комментирует...

Здорово, что Людмила у нас и в комнате ФрендФид. Дальнейшее никак не в защиту Скретча - просто эта тема очень плодотворная. Учителя смотрят на средство и оно их никак не трогает по формату и по возможностям - и они им не пользуются. Точка. Приходит подросток и ему на уроках предлагают средства - документы, презентации, паблишеры - и может оказаться так, что эти средства его не трогают. Например, средства для создания книг не трогают, потому что писать книжки и буклеты ему не хочется. а создать игру хочется.

Более простой и показательный пример - подростки уходят в микроблоггинг. А что нам там делать в микроблоггинге с его 120 буквами в сообщении твиттера? И примерно так же будет происходить с френдфидом.

Следующая из названия блога страшилка - в школе дети пользовались одними средствами, а приходя домой, другими.

ljudmillar комментирует...

Со всем согласна и очень разделяю идеи, что это может здорово развивать, но что делать с тем, что у школы совсем другие цели, куда развитие, как очень непервостепенная включена. И еще под развитием люди понимают очень рзнаое, а у самого ребенка пока не принято спрашивать, что же ему самому интересно... Это я никому не возражаю, это я описываю свои личные затруднения...